18+

Афиша событий на октябрь

текст: Ирина Удянская

03.11.2017

140212-moroz-bresson-tease_crwhuf

Осень – самый насыщенный и интересный период в плане театральных и кинопремьер, выставок, фестивалей, концертов. Организаторы будто пытаются скрасить ненастные дни фантастическим обилием и разнообразием культурных мероприятий. Почти одновременно в Москве стартуЮт VII Международная биеннале современного искусства, фестиваль «Territoriя» и танцевальный марафон Dance Inversion.

20.09–10.12
Выставка
«Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»
Мультимедиа Арт Музей
В Мультимедиа Арт Музее открылась персональная выставка Анри Картье-Брессона, величайшего фотографа ХХ века, одного из основателей агентства Magnum, первого фотографа, выставлявшегося в Лувре. Его работы всегда узнаваемы: Картье-Брессон не любил постановочные кадры и считал, что главное для фотографии – удачно пойманное мгновение. При этом все его снимки, вышедшие как бы случайно, подсмотренные в замочную скважину, выхваченные из обыденности, выглядят в высшей степени эстетскими и высокохудожественными: будь то советские женщины в уродливых пальто и мохеровых шапках, рассматривающие за прилавком дамскую сумочку, беззастенчиво целующаяся пара в кафе, за которой с изум­лением наблюдает собака, или сердобольно подпирающая щеку горгулья с собора Парижской Богоматери, отвернувшаяся от кавалера, пытающегося завоевать свою неприступную даму.

29.09–4.02
Выставка
«Будет ласковый дождь»
Такаси Мураками
Музей современного искусства «Гараж»
«Гараж» представляет первый масштабный проект знаменитого японского художника в России. Москвичи увидят более 80 работ – живопись, графику, анимацию, мангу, аниме и забавные артефакты из студии Мураками в Токио. С постмодернистской смелостью и иронией художник соединяет в своем творчестве Восток и Запад, «высокое» и «низкое», мотивы классической японской живописи и коды массовой культуры, гравюры и комиксы, кино и моду. Выставка «Будет ласковый дождь», название которой отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Брэдбери и событиям августа 1945 года – бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, – состоит из пяти глав-разделов. «Гэидзюцу» («Техника и обучение») обыгрывает особое отношение японцев к каждодневному кропотливому труду. «Малыш и Толстяк» целиком посвящен исследованию влияния ядерной катастрофы на культурное сознание японцев. «Каваий» воссоздает атмосферу магазинчиков для кос­плееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио. «Сутадзио» позволяет понаблюдать за процессом появления новых работ. А «Асоби и кадзари» захватывает невыставочные пространства музея (кафе, книжную лавку, лестницы, фасады), подчеркивая игровую природу творчества мастера.

1, 2, 8, 13–15, 20–22, 27–29.10
Опера-променад
«Пиковая дама»
Troyka Multispace
После успеха иммерсивных шоу, бродилок и квестов в предыдущих сезонах («Вернувшиеся», «Черный русский», Remote Moscow, «Москва 2048») в новом модном формате перед зрителями впервые предстанет классическая опера Чайковского. Режиссер постановки – Александр Легчаков, известный в Москве персонаж, доцент РГГУ, который то читает студентам лекции по экономической теории, то исполняет рэп в дуэте «Традиция» под ником Sanya, то играет начальника полицейского отдела Козульски в культовой хип-хопере «Копы в огне» Юрия Квятковского. Во что это выльется в «Пиковой даме» – одна из главных интриг театрального сезона. В спектакле задействованы 70 артистов – музыканты, певцы, драматические актеры, хор и балет, – и все они будут играть на расстоянии вытянутой руки от зрителей. При создании променад-оперы творческая группа вдохновлялась «Пиковой дамой» в постановке Всеволода Мейерхольда 1935 года. Сценограф шоу – Полина Бахтина. Каждый спектакль посетят 54 зрителя – по числу карт в классической колоде.

c 5.10
Кино
«Аритмия»
В кинотеатрах страны
Режиссера Бориса Хлебникова («Коктебель», «Свободное плавание», «Долгая счастливая жизнь») критики иногда называют «русским Каурисмяки» или «русским Джармушем». Его герои – не излюбленные отечественным кинематографом бандиты и менты, а обычные люди, искренние, запутавшиеся, неидеальные. Таков и талантливый врач Олег из «Аритмии» (Александр Яценко), который работает в бригаде скорой помощи, мчится от пациента к пациенту, совершает невозможное, спасает чужие жизни и совершенно запускает собственную: жена хочет развестись, новый начальник не терпит самоуправства и требует соблюдения инструкций. На «Кинотавре» в этом году «Аритмия» стала абсолютным фаворитом: получила Гран-при, приз за лучшую мужскую роль и приз зрительских симпатий. Хлебникову с удивительной достоверностью и человечностью удалось показать «аритмию» обычной жизни – со всеми ее кризисами, рутиной, неумением разговаривать о важном и потребностью быть любимым.

11–12.10
Театр
«Не от мира сего»
Московский драматический театр им. Пушкина
Первая премьера сезона в Театре имени Пушкина – спектакль «Не от мира сего» режиссера Екатерины Половцевой, ученицы Сергея Женовача, сотрудничавшей раньше с «Современником» и РАМТом. «Не от мира сего» вырос из проекта «Режиссерская лаборатория», созданного в прошлом сезоне на базе театра, видимо, по аналогии с похожим успешным проектом Театра на Таганке. В основе спектакля – последняя и не очень известная пьеса Александра Островского, семейные сцены о том, как люди пытаются ужиться друг с другом, имея совершенно разные представления о счастье и идеальной любви. В роли Ксении Васильевны, которая только перед смертью начинает принимать людей такими, какие они есть, и понимает, что разрушительный импульс исходит «не от мира сего», а от внутренних демонов, – Анастасия Лебедева («Барабаны в ночи», «Гардения», «Добрый человек из Сезуана»).

12–25.10
Фестиваль
TERRITORIЯ‑2017
Государственный театр наций, «Гоголь-центр», ЦИМ им. В. с. Мейерхольда, Центр современного искусства «Винзавод»,
Мультимедиа Арт Музей
Если вам хочется составить представление о том, что такое актуальное театральное искусство, стоит отправиться на спектакли фестиваля «TERRITORIЯ», который уже больше 10 лет приво­зит в Москву классиков авангарда вроде Томаса Остермайера, Жозефа Наджа и Ромео Кастеллуччи, открывает новые имена и экспериментирует с формой. В этом году в программе фестиваля Робер Лепаж – культовый канадский режиссер, который представит проект «Ночь в библиотеке», где зрители с помощью шлемов виртуальной реальности переместятся в книжные сокровищницы Александрии, Мехико и Копенгагена, а сопровождать их в путешествии будет Евгений Миронов. Константин Богомолов иници­ирует серию из шести дискуссий «Новый мир». Икона современного танца бельгийка Анна Тереза де Кеерсмакер, никогда не посещавшая Россию, привезет свою самую знаменитую работу «Фаза. Четыре движения на музыку Стивена Райха». Enfant terrible современного театра, провокатор и хулиган Ян Фабр порадует сюрреалистическим кошмаром «Бельгия правит». А британская театральная компания «Гоб Сквод» будет изощренно издеваться над «Войной и миром» Льва Толстого.

19.09–18.01
Фестиваль
VII Московская международная биеннале современного искусства
Государственная Третьяковская галерея
Многое на VII Московской биеннале будет происходить впервые, так что это можно даже назвать перезагрузкой всего проекта. Судьбу биеннале теперь определяет только профессиональное сообщество – в Экспертный совет, принимающий творческие решения, вошли Михаил Пиотровский, Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова. Впервые биеннале продлится четыре месяца и соберет 52 художника из 24 стран. Разработана система презентации российских художников куратору основного проекта – Юко Хасегаве. Участники разместятся на новой площадке Третьяковки. Тема биеннале – «Заоблачные леса», соединение высоких технологий и чего-то первичного, изначального, существовавшего всегда и везде. Впервые Москву в качестве художника посетит исландская певица Бьорк. Новые работы покажут Мэтью Барни и Олафур Элиассон. Из российских участников в основной проект вошли Даши Намдаков, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алексей Мартинс, Валя Фетисов.

10.10-14.02
Выставка
«Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина»
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
С приходом нового директора в Венской галерее Альбертина наступили золотые времена: пересмотрена основная коллекция, придумано несколько оригинальных выставок, возвращены потерянные работы. Вот и в Россию отправлено около 120 рисунков Густава Климта и Эгона Шиле: такой масштабной двойной экспозиции, наглядно демонстрирующей, что оба считались не только успешными живописцами, но и превосходными рисовальщиками, у нас еще не было. Рисунки Климта, в том числе изображения обнаженных моделей, в свое время шокировали современников и до сих пор способны расширить наши представления о красоте, выразительности и границах дозволенного в искусстве. Эгон Шиле, вундеркинд и самый молодой ученик Венской академии художеств, испытал на себе сильное влияние Климта. На выставке можно будет увидеть его «Сидящую обнаженную» (1918), «Лежащую полуобнаженную девушку» (1911), «Автопортрет в обнаженном виде» (1913) и другие работы.

19.10
Концерт
Iggy Pop
Stadium
Дедушка панк-рока и крестный отец гранжа, живая легенда 1970-х, муза Джима Джармуша и фанат Джима Моррисона, провокатор и хулиган, частенько показывающийся на публике с голым торсом и расстегнутой ширинкой, создатель великого хита The Passenger Игги Поп приезжает в Москву. Его концерты – всегда жаркое зрелище. Ведь Игги Поп прославился не только своими песнями, но и скандальными выступлениями, во время которых калечил и резал себя (часто заканчивая концерт мокрым от крови), оскорблял зрителей, скидывал одежду и нырял в толпу. Впоследствии этот прием (когда музыкант в исполнительском угаре прыгает со сцены в расчете на то, что зрители его подхватят) окрестили стэйдж-дайвингом, и многие рокеры взяли его на вооружение. В общем, у старого жилистого панка есть стиль, который ни с чем и ни с кем не перепутать.

28.10
Концерт
Будапештский симфонический оркестр цыган «100 скрипок»
Международный дом музыки
Главный цыганский оркестр мира «100 скрипок» представит в Москве новую программу, куда войдут увертюра к «Цыганскому барону», «Ракоци-марш» Гектора Берлиоза, «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и другие произведения. Артисты коллектива, прозванного за виртуозную игру «100 Паганини», исполняют мировую классику, не используя ноты и не прибегая к помощи дирижера. Согласно цыганскому закону, «ни один цыган не может быть над другим», поэтому каждым номером по очереди будет управлять один из солистов оркестра. Впрочем, руководитель у «100 скрипок» все же есть, Форкаш Нандор, и он уверен, что москвичи получат огромное удовольствие от цыганского исполнения – свободного, энергичного и страстного. Оркестр сложился стихийно в 1985 году на похоронах скрипача-виртуоза Шандора Яроки, куда приехало множество цыганских музыкантов, которые начали вместе импровизировать. Спустя 30 лет оркестр объездил весь мир, выпустил десятки альбомов, и восемь из них стали платиновыми.

Фото по теме

Оставить комментарий

Eb5f7702d79ae28c007b9d229b67cdbff668c475