18+

Большая любовь в Каннах

Текст: Александра Горелая

12.07.2013

000_dv1491380

66-й Каннский кинофестиваль прошел под бесконечные дожди и холод. Но что удивительно: солнце выглядывало из-за туч лишь в те дни, когда на экране среди волн крови, насилия и душевных страданий появлялись редкие позитивные фильмы. Канны-2013 запомнятся еще и своим «бандитским» настроением. По городу пронеслась череда ограблений, словно «Элитное общество» Софии Копполы о банде подростков, грабящих дома знаменитостей, показанное в основной программе киносмотра, воплотилось в жизнь. Как бы то ни было, церемония состоялась, «Пальмы» вручены и все в той или иной мере счастливы.

Каннский кинофестиваль – это целый мир со своей историей, традициями, обычаями и героями. Первый смотр прошел на Лазурном Берегу в 1946 году под председательством историка Джорджа Хайсмэна, хотя изначально планировалось провести его в 1939-м, а в президенты пригласить легендарного Луи Люмьера, но Вторая мировая война смешала все карты. До 1972 года фестиваль не отбирал картины самостоятельно, довольствуясь тем, что присылали страны-участницы, однако затем первоначальным отбором стало заниматься руководство киносмотра. С тех пор Канны постоянно обвиняют в предвзятости. Впрочем, президент фестиваля Жиль Жакоб и не скрывает, что необъективность здесь неизбежна, а финальное решение зависит от личного мнения председателя жюри. Кстати, в этом году таковым стал самый кассовый режиссер в истории мирового кинематографа – американец Стивен Спилберг.

Считается, что получить дважды главную награду Каннского смотра – «Золотую пальмовую ветвь» – почти невозможно. За 66 лет это удалось всего шести режиссерам: Френсису Форду Копполе («Апокалипсис сегодня», «Разговор»), Секею Имамуре («Легенда о Нараяме», «Угорь»), Билли Аугусту («Пеле-завоеватель», «Благие намерения»), Эмиру Кустурице («Папа в командировке», «Андеграунд»), братьям Дарденн («Розетта», «Дитя») и Михаэлю Ханеке («Белая лента», «Любовь»). И лишь однажды «Золотой пальмовой ветви» удостоилась женщина – Джейн Кэмпион за драму «Пианино».

С женщинами-режиссерами на фестивале вообще беда: в 2013-м в основную конкурсную программу попала только одна дама – Валерия Бруни-Тедески с картиной «Замок в Италии», трагикомической истории о любви и старом семейном наследстве. А вот среди членов жюри гендерное равновесие было соблюдено неукоснительно: в 2013-м лучшие фильмы выбирали звезда Болливуда Видья Балан, японка Наоми Кавасе, оскароносная австралийка Николь Кидман и шотландка Лили Рэмси. Не менее интересной стала и мужская «четверка» жюри, которую составили француз Натаниэль Отой, тайванец Энг Ли, в свое время увозивший на родину и берлинских «Медведей», и венецианских «Львов», и американские «Глобусы» и «Оскары», а также румын Кристиан Мунджиу, увенчанный «Золотой пальмовой ветвью», и австрийский актер Кристофер Вальц.

Любовь и насилие

Канны-2013 открылись танцами на красной дорожке под трек A Little Party Never Killed Nobody из кинофильма База Лурмана «Великий Гэтсби». Это уже пятая экранизация романа Скотта Фицджеральда – теперь с Леонардо ДиКаприо, Кэри Маллиган и Тоби Магуайром в главных ролях. Красивая история о невозможной любви, вечных мечтаниях и человеческой трагедии, снятая в 3D, стала первой картиной, показанной на смотре перед главным блюдом – основной программой. Чтобы ее сформировать, профессиональным отборщикам пришлось просмотреть 1858 полнометражных и 5053 короткометражных фильма. В итоге в программу вошло 20 картин с явным перевесом в сторону «принимающей» страны, ибо французских лент или снятых в соавторстве с Францией в этом году было девять!

Через весь фестиваль явственно протянулись две линии: одна повествовала о любви, семейных ценностях и отношениях родителей с детьми, вторая же выплескивалась на экран насилием, агрессией и гиперболизированными ужасами реальности. Обладателями заветных каннских веточек, впрочем, стали фильмы и с той, и другой стороны.

Приз за лучшую женскую роль получила француженка Беренис Бежо, известная по «Артисту» Мишеля Хазанавичуса. Она исполнила роль Мари в драме иранца Асгара Фархади «Прошлое». Главный герой Ахмат – супруг Мари – приезжает в Париж, чтобы окончательно с ней развестись. Тогда героиня сможет попытать счастья с новым возлюбленным Самиром, с малолетним сыном которого у нее никак не получается наладить контакт. Напряжение между Мари и Ахматом растет как снежный ком еще и из-за проблем с их общей дочерью Люси, отбившимся от рук подростком.

Лучшим актером был признан 76-летний Брюс Дерн, сыгравшей в «Небраске» американца Александра Пейна. В этом фильме режиссер объединил два особенно любимых им жанра – роуд-муви и семейную мелодраму – и снял черно-белую историю путешествия отца и сына за липовым выигрышем в лотерею. За время поездки они погружаются в прошлое главного героя: встречаются с родственниками, друзьями, врагами и даже первой любовью.

Продолжая тему отцов и детей, жюри наградило драму японца Хирокадзу Корээды «Каков отец, таков и сын». Две семьи (как водится, одна благополучная, другая – не очень) получают известие о том, что их шестилетних сыновей перепутали в роддоме и теперь им следует обменяться детьми. Что превыше: родство биологическое или душевное, закон или чувства? – таким вопросом задается режиссер, облекая свои размышления в формат не просто социальной, но и философской драмы.

Получили свои веточки за лучший сценарий и лучшую режиссеру и две самые жесткие ленты нынешнего киносмотра: «Прикосновение греха» китайца Цзя Чжанкэ, где он выступил также и автором сценарий, и «Эли» мексиканца Амата Эскаланте. Сюжет первого фильма взят из криминальной хроники и сообщений Weibo (китайского Twitter), откуда Чжанкэ выбирал преступления, совершенные с исключительной жестокостью. Не менее шокирующая история лежит и в основе ленты «Эли», в которой насилуют и убивают 12-летних девочек, влюбленных в 20-летних полицейских, людям поджигают гениталии, а животных забивают до смерти. На пресс-конференции после показа ленты одна из журналисток заявила, что теперь никогда не поедет в Мексику, хотя давно планировала провести отпуск в этой стране. На протяжении всего фестиваля картина Амата Эскаланте считалась откровенным аутсайдером (правда, пока не показали «Только Бог простит» Николаса Рефна), и столь высокая ее оценка жюри стала, пожалуй, главной сенсацией церемонии награждения.

Фильм «Внутри Льюина Дэвиса» Джоэла и Итэна Коэнов чуть-чуть не дотянул до главного приза, а так бы этот режиссерский дуэт стал седьмым в списке тех, кому посчастливилось дважды получить «Золотую пальмовую ветвь». В итоге картину удостоили Гран-при – второй по значимости награды. Новая работа Коэнов – история про неудачливого фолк-музыканта Льюина Дэвиса (Оскар Исаак), который так и не сумел пробиться на вершину славы. За основу своего фильма режиссеры взяли судьбу реально существовавшего музыканта Дэйва Ван Ронка, который, вероятно, после выхода картины на экран на какое-то время действительно получит свои «пять минут славы», как выразился когда-то Энди Уорхол.

Впервые за многие годы в отношении главной награды в Каннах царило полное единодушие: «Золотую пальмовую ветвь» и приз международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ присудили одному и тому же фильму – картине «Синий – самый теплый цвет» француза Абделатифа Кешиша, по непонятным причинам получившей в российской прессе название «Жизнь Адель». Посмотрев историю о большой и чистой, хотя  и лесбийской любви, насыщенную весьма подробными эротическими сценами, Стивен Спилберг пошел на беспрецедентный шаг и вручил награду не только режиссеру, но и актрисам, исполнившим главные роли – Адели Экзаркопулос и Леа Сейду, – заявив, что считает их равноправными создателями фильма наряду с Кешишем. Действительно ли американцу так понравилась картина или он стал заложником большой французской политической игры, так и осталось непонятным. Но Канны, как всегда, не просто выбрали лучший фильм 2013 года, но и приняли участие в общественной дискуссии по поводу однополых браков, сотрясающих сегодня Францию (брачные отношения между геями и лесбиянками были узаконены здесь 28 мая). Правда, сам режиссер Абделатиф Кешиш отрицает какой-то политический подтекст в своей картине, заявляя, что просто хотел показать чистое чувство влюбленности, о котором мечтают многие, а кто именно заставляет тебя испытать подобные чувства, не так важно, когда любишь по-настоящему.

Снова остался без наград Стивен Содерберг, кстати, тоже снявший фильм о «большой и чистой любви», и опять-таки однополой – между американским пианистом Владзи Либераче (Майкл Дуглас) и Скоттом Торсоном (Мэтт Деймон). Ни с чем уехали и Джим Джармуш со странными, почти сюрреалистическими вампирами, Паоло Соррентино с римской красотой и Роман Полански с Венерой в мехах, а также возмутитель спокойствия Алекс ван Вармердам и другие финалисты.    

Вторая интрига

Пока разгорались страсти вокруг главных двадцати картин, не менее интригующе проходил смотр фильмов в программе «Особый взгляд», традиционно представляющей ленты, где тема и исполнение отличаются оригинальностью и смелостью подачи.

Китайская актриса Чжан Цзын, француженка Людивин Санье, директор бразильского кинофестиваля Rio Ильда Сантьяго и испанский продюсер Энрике Гонсалес Мачо под председательством датского режиссера Томаса Винтерберга отдали пальму первенства камбоджийскому режиссеру Рити Па, признав его «Потерянную картину» лучшей. После получения награды Па заявил, что посвящает ее Джафару Панахи – иранскому режиссеру, известному по работам «Аккордеон» и «Это не фильм», осужденному за антиправительственную деятельность и находящемуся под домашним арестом с запретом снимать кино в течение 20 лет. Однако из-под полы Панахи продолжает «забавляться с камерой» и рассылать свои картины по фестивалям: на прошедшем недавно Berlinale его «Закрытый занавес» получил очередного «Медведя» за сценарий.

«Особый взгляд» также не обошел вниманием тему однополой любви: лучшей режиссерской работой признан «Незнакомец на озере» француза Алена Гироди. В этом фильме молодой гей Франк проводит отпуск на озере, каждый день развлекаясь на пляже. Там-то он и встречает Мишеля – соблазнительного и таинственного.

Специальный приз жюри достался палестинцу Хани Абу-Ассаде. Его «Омар» привлек внимание прежде всего социально-политическим контекстом: картина рассказывает о трех друзьях детства, выросших и разошедшихся по разным политическим лагерям. Приз Avenir в этом году ушел американцу Райану Куглеру, который снял драму «Станция Фрутвилль», посвященную последнему дню Оскара Гранта, застреленного в Окленде полицейским. Лучшей актерской работой признана игра юных Брэндона Лопеса, Родольфа Домингеса и Карен Мартинес в фильме Диего Кемада-Диеза «В золотой клетке», повествующей о подростках, пытающихся добраться в США из Гватемалы.

В программе короткометражных фильмов жюри под председательством Джейн Кэмпион присудило «Золотую пальмовую ветвь» Мун Бон-Гону за ленту «Безопасный», и теперь ветвь будет «прорастать» в Южной Корее. Среди студенческих фильмов Cinefondation третью премию разделили между собой Тудор Кристиан из Румынии с картиной «В аквариуме» и Матуш Визар из Чехии с «Пандой». Вторую премию получила бельгийка Сара Хиртт с картиной «В ожидании оттепели». Анахита Газвинизаден, студентка чикагского института School of the Arts, представившая 21-минутную «Иглу» – историю о девочке Лили, которая решила проколоть уши, и что из этого вышло, стала победительницей, и в следующем году, по правилам фестиваля, должна представить в Каннах полнометражную работу в официальной конкурсной программе.  

Приз «Золотая камера» ежегодно получает лучший дебютный фильм, участвующий в одной из программ фестиваля. В этом году их было 23, а жюри возглавляла Аньес Варда – французский кинорежиссер и фотограф, одна из представительниц «французской новой волны». Лучшим дебютом года единодушно признали фильм «Ило-Ило» Энтони Чена, рассказывающий о взаимоотношениях в обычной сингапурской семье. Так случилось, что «Ило-Ило» стал первой сингапурской работой, отмеченной в Каннах за всю историю существования фестиваля.   

В целом 66-й Каннский киносмотр прошел без каких-либо потрясений и сверхоткрытий и даже без громких скандалов и шокирующих заявлений. Звезды, несмотря на дождь и ветер, как обычно, дефилировали по красной дорожке, выгуливая наряды и драгоценности, режиссеры на пресс-конференциях рассказывали о фильмах, продюсеры и кинопрокатчики обсуждали деловые вопросы на Marche du Film, а с Ларса фон Триера сняли наконец-то статус персоны нон грата. Председательство Стивена Спилберга, самого кассового режиссера  в истории, признано одним из наиболее объективных, справедливых и уравновешенных за все последние годы: его мнение совпало и с мнением кинокритиков, и с общим настроением публики, никого не удивило, но и не разочаровало.     

Фото по теме

Оставить комментарий

37b58051e4338e0e512305911f3bfbad3400eaf8