18+

Чисто английский Шерлок

Текст: Джессика Янг, Famous

09.10.2014

T2

Вытащить героя Конан Дойля из искусственного викторианского тумана – такую задачу ставили перед собой создатели телесериала «Шерлок» Марк Гэтисс и Стивен Моффат. И это блистательно удалось исполнителю главной роли Бенедикту Камбербэтчу, в 2013-м признанному Британской академией кино и телеискусств «лучшим актером года». Этот высокий, темноволосый красавец, коренной лондонец, действительно идеально подходит на роль нового «каноничного Шерлока». Обладая глубоким баритоном, пронизывающим взглядом зеленовато-голубых глаз и острыми скулами, Камбербэтч часто играет представителей высшего света, а также интеллектуальных и одаренных героев. Но его Шерлок получился не только чертовски умным, но и до неприличия сексуальным, и это притом что в сериале нет ни одной даже мягкой эротической сцены. О своей давней любви к Конан Дойлю, юношеской мечте стать специалистом по уголовному праву, об оклахомовском акценте для фильма «Август: Графство Осейдж» и физиологических подвигах для «Стартрека: Возмездие» мы и поговорили с Бенедиктом.

В последнее время вы сыграли немало блестящих ролей в кино и на телевидении. Каковы ощущения?
Я уже не раз говорил, что вся эта известность меня ужасно смущает. Когда работаю, ни о чем подобном и не думаю. Лишь удивляюсь, что сначала трудишься с некоторыми перерывами над несколькими проектами, а потом они предстают перед публикой, причем не сразу, а спустя месяцы, и резонанс действительно есть. Иногда получается, что фильмы с твоим участием выходят скопом. Например, в конце прошлого года за четыре месяца вышли пять моих картин.
 
А вы вроде как ни при чем? То есть не сознательно решили появиться так активно на экранах?
Совершенно верно. Люди, наверное, думают: «Боже мой, этот парень работает в режиме нон-стоп». На самом деле то, что на экраны выходит несколько фильмов подряд, – не более чем совпадение. Картины снимаются в течение долгого времени. Во многих из них у меня маленькие, совсем не главные роли.
 
Ваши родители – актеры. Можно ли сказать, что у вас не было иного пути, кроме как пойти по их стопам?
Это как раз не так. Какое-то время я делал все, чтобы уйти от актерской судьбы. Мечтал стать юристом – специалистом по уголовному праву, но выяснилось, что этот хлеб дается ничуть не легче, чем актерский. А мне, знаете ли, не очень хотелось вкалывать! Если честно, это была работа на износ, практически без выходных. И все, с кем я сталкивался в процессе: коллеги, юристы, стажеры – говорили мне: «Уходи, парень, отсюда, пока не поздно. Дальше будет только хуже».

Когда вы все-таки выбрали актерский путь, родители, наверное, очень обрадовались?

Наоборот. Они очень напряженно работали всю жизнь, чтобы обеспечить мне приличное образование как раз для того, чтобы я смог выбрать любую иную профессию, менее сложную. Надо сказать, что у моих родителей прекрасная актерская карьера, и на пенсию они, слава богу, не собираются, но для меня они всегда хотели лучшей доли. Мать и отец не понаслышке знают, с какими трудностями сталкивается актер в жизни, и потому надеялись, что я их смогу их избежать. Еще раз скажу: родители самоотверженно трудились всю жизнь для того, чтобы у меня была возможность пойти по другому, неактерскому пути. Но судьба распорядилась иначе...

Понятно, что Шерлок не асексуален. Просто он подавляет свою сексуальность, чтобы она не мешала ему работать. Был у него сексуальный опыт или нет? Этого мы не знаем

Не планируете ли вы участие в телесериалах на американском телевидении? И если да, то в каком жанре?
Не планирую.
 
Вы не шутите?
Нет.
 
Интересно, почему?
Потому что я снимаюсь в британских телесериалах, и на другие проекты мне просто не хватит времени. Помимо телевидения, хочу продолжать работу в театре и кино, так что мой ответ американским телепродюсерам – нет.
 
Есть ли среди сыгранных вами героев самый любимый?
Нет. Но, пожалуй, ближе всех к этому статусу Кристофер Тидженс (главный герой телесериала «Конец парада» по сценарию Тома Стопарда. – Прим. WATCH).

 
Ваш Шерлок имеет весьма определенные привычки в одежде. А есть ли подобные предпочтения у вас?
Ну, вся одежда, которую вы сейчас видите на мне, из Spencer Hart, так что, пожалуй, да, есть. В незначительной степени.
 
То есть иными словами...
Иными словами, мне нравится вот этот мой костюм марки Spencer Hart.
 
Известно, что вы увлекаетесь сноубордом. Но это довольно травмоопасный вид спорта. Что думают по этому поводу страховщики? Они разрешают вам это делать? Мне очень нравится сноуборд. Иногда страховщики разрешают мне кататься, иногда – пытаются запретить. В последнем случае приходится делать это втихаря.


Каков лучший совет, который вам когда-либо давали?
Мне давали много хороших советов. Вот, например, как-то раз в отеле на завтрак был шведский стол, и мне сказали: «Вон тот лосось лучше не ешь». По-моему, это прекрасный совет.

 

Сложно ли играть человека, которого во всем мире считают самым умным на Земле?
Да? Вы думаете, Шерлока считают самым умным на Земле?
 
Многие так думают.
Пожалуй, и он сам считает себя таковым.
 
То есть вы просто полагаетесь на сценарий?
Да, мне помогает самый умный сценарист на Земле. И у него есть пара помощников, тоже весьма смышленых. Да и Конан Дойль также был не дурак. Ум – штука интересная. На планете Земля встречается несколько его разновидностей.

Актерское ремесло сродни фокусам. Какой же смысл рассказывать, в чем их секрет? Я буду и дальше показывать свои фокусы, а разгадывать их должны другие

 
А есть ли у вас какие-то актерские приемы и хитрости, с помощью которых вы добиваетесь такого ошеломляющего воздействия на зрителей? Или вы просто действуете по наитию, а публика сама воспринимает увиденное определенным образом?
Я не знаю. Ведь кинокритик – вы, так что вам и судить. Я не могу стать своей собственной аудиторией, чтобы проанализировать подобные вещи. Я делаю то, что делаю. Есть некий творческий процесс, и ты надеешься, что в итоге он сработает, когда определенный взгляд или положение тела произведут желаемый эффект. Но вдаваться в детали я бы не хотел. Какой в этом смысл? Наше ремесло сродни фокусам. Какой же смысл рассказывать, в чем их секрет? Я, с вашего позволения, буду и дальше показывать свои фокусы, а разгадывать их должны другие.
 
Есть ли герои, которых вы хотели бы сыграть? Может быть, у вас есть некий список?
Да, их мало, но они есть. Например, удивительный персонаж по имени Патрик Мелроуз. Это герой романов Эдварда Сент-Обина. Надеюсь, сценарист Дэвид Николс прочитает это интервью и сделает соответствующие выводы. Вообще-то, они с Эдвардом друзья, так что, может, что-то из этого однажды выйдет.
 
А что вы скажете о том, что вы стали секс-символом, сыграв роль человека, который, кажется, вообще не интересуется сексом?
В чем тут загадка? Наверное, Шерлок слишком жесток и недоступен, и это притягательно. На самом деле я не знаю, как это получилось.
 
А чем на самом деле интересуется Шерлок?

 

То, что Шерлок не асексуален, – думаю, это понятно. Просто он подавляет свою сексуальность, чтобы она не мешала ему работать, о чем я, кстати, уже много раз говорил. И действительно существует загадка. Был у него сексуальный опыт или нет? Этого мы не знаем.
 
Есть ли что-то еще, что нам следует знать о Шерлоке и о чем журналисты постоянно не догадываются вас спросить?
Ничего такого нет. Просто включите телевизор и посмотрите сериал. Все серии от и до.
 
Вы не хотите создать какой-нибудь проект для самого себя?
Да, я основал собственную продюсерскую компанию, так что именно чем-то таким я и хочу заниматься. Меня очень интересует продюсирование, ведение проектов от А до Я.

 
Боюсь, что при таком потоке предложений у вас не будет ни секунды, чтобы об этом задуматься.
Кому-то это удается. Например, Джордж Клуни этим занимается. И Брэд Питт тоже. Я вовсе не имею в виду, что принадлежу к столь высокой когорте актеров. Но их пример показывает, что такое в принципе возможно. Они служат для меня источником вдохновения. Скажем, Plan B, продюсерская компания Брэда, действует от его имени. Он как бы ставит свой знак качества на все, что делает Plan B, и до определенной степени лично участвует в процессе. При этом огромный объем работы выполняется, когда Брэд снимается для других компаний, то есть его отсутствие не влияет на скорость осуществления проектов Plan B.
 
Вы готовы создавать проекты, чтобы в них участвовали другие люди, а не только вы?
Да, конечно.
 
А писать вы умеете?
Я этого пока не знаю.
 
То есть вы еще не пытались?
Нет, но, думаю, могу быть режиссером. Да, я точно могу быть режиссером.
 
У вас есть какой-то жизненный план, цели и тому подобное?
Нет, строительством планов на жизнь я не занимаюсь. Редко задумываюсь о чем-то глобальном. Иногда, конечно, стоит остановиться и поразмышлять. Обычно это происходит, когда от чего-то отказываешься или о чем-то забываешь. В такие моменты сидишь и думаешь про себя: «А ведь хорошо было бы заняться еще и этим». Но слишком много целей я себе не ставлю.
 
Трудно ли было разговаривать с другим акцентом в фильме «Август: Графство Осейдж»? У вас это так здорово получилось.
Спасибо. Нет, не трудно, ведь я провел на съемочной площадке около пяти недель, притом что мой герой появляется лишь в пяти сценах. Так что времени на ассимиляцию было достаточно, и добрейшие жители Оклахомы сделали все, чтобы мне помочь. Я несколько раз приезжал к ним издалека, то есть из Лондона, и пытался подстроиться под их манеру речи. Когда согласился сниматься, мне сказали: «Ну-ка, изобрази акцент». А я говорю: «Не знаю, как у меня это получится». Какое-то время ничего не выходило. Но я продолжал экспериментировать и упражняться, в конце концов смог произнести что-то приемлемое. Кстати, я тогда здорово повел время в городе Барбурсвилль в штате Оклахома.
 
У ваших партнеров по сериалу «Шерлок» очень разная динамика. Что вам нравится в совместной работе с Мартином Фрименом – вашим Ватсоном, а что в Марке – Майкрофте?
Ну, начнем с того, что и у меня, и у Ватсона практически нет времени на Майкрофта. Хотя в новых сериях, на мой взгляд, есть очень интересная динамика отношений между Шерлоком и Майкрофтом. Между братьями растет взаимопонимание и взаимоуважение. Хотя изначально, как мы знаем, они антагонисты. Что касается динамики работы с Марком, на мой взгляд, он настоящий мастер стилизации. Если Мартин – это такой динамичный товарищ, как бы представляющий в нашем сериале XXI век, то Майкрофт и Холмс намеренно удалены от современности. Кое-где наше взаимодействие на телеэкране немного сбивается на пантомиму, но это логично, потому что там несколько великолепных сцен, и видно, что мы получаем от них удовольствие. Еще мне нравятся эпизоды, когда в кадре все трое. Думаю, эти сцены уравновешивают фильм.
 
А что вы скажете по поводу Мартина Фримена в роли Ватсона?
У нас получилась отличная кинопроба с Мартином, и я сразу понял: лучшего партнера не найти. Было ясно: именно с ним мы сможем оптимально взаимодействовать, дополняя друг друга. Он отличный парень с невероятным, блестящим чувством юмора. И в жизни тоже превосходный товарищ. На него можно положиться. На съемках мы отлично проводим время вместе.
 
Как вы думаете, Холмс родился гением или он просто сумел развить свои способности?
Думаю, это комбинация факторов. Он родом из очень интеллигентной семьи, но его способности развились благодаря невероятно кропотливой работе сутки напролет. Его умения – не просто дар свыше. Он очень напряженно работал, чтобы ими овладеть.
 
Ваш Шерлок – не социопат, но он тщательно это скрывает. Насколько, по-вашему, точно подобное описание?
Да, он умеет общаться с людьми и делает это, когда нужно для расследования. Таков элемент его снаряжения. Он может разжалобить собеседника, например, представившись вдове старым другом покойного мужа, дабы войти к ней в доверие и выудить нужную информацию. Или с той же целью пофлиртовать с девушкой, симпатии которой к нему очевидны. Он, конечно, пользуется людьми, и это жестоко, но это часть его образа. Из таких элементов создается, скажем, неповторимость Шерлока Холмса.
 
Когда вы впервые прочитали одну из книг о Шерлоке Холмсе?
Мне тогда было лет 12, и за первой книгой сразу же последовали остальные. Любовь к Конан Дойлю возникает мгновенно, потому что ты полностью растворяешься в его мире. Как же здорово читать такие книги в детстве! Тебя затягивает в волшебный Лондон из другой эпохи, который вдруг вырастает из-под земли, как картинки в детской книжке-раскладушке. Книги о Шерлоке – это богатейшее полотно из необычайных героев и невероятных приключений.

В Голливуде ты должен быть готов до бесконечности тренироваться, набирать или сбрасывать вес, работать в любое время дня и ночи. Как-то я пришел на площадку в 11 утра, а съемка началась в 2 часа ночи, так как нужно было как следует подготовиться к сцене

 
Еще один личный вопрос. Вы бережливый человек?
Да, довольно бережливый. Не скряга, но и до бережливости моих родителей, выросших после войны, мне далеко. За ужином я обычно накладываю себе чуть-чуть, а потом иду за добавкой, а они сразу накладывают полную тарелку. Но вообще-то я бережливый. Стараюсь жить по средствам. Когда есть возможность насладиться роскошью, конечно, это делаю. Особенно удачно, если перепадает что-то, за что не нужно платить. Но я очень хорошо отдаю себе отчет в том, что такое расточительство, и, мне кажется, знаю, как его избегать.
 
Вас не беспокоит, что в один прекрасный день все эти чудесные предложения о работе в кино и на телевидении вдруг перестанут к вам поступать?
Думаю, мне удалось неплохо себя зарекомендовать в предыдущих проектах, так что есть надежда, что ко мне по-прежнему будут обращаться. С другой стороны, никогда не знаешь, чем что обернется. Вдруг кто-то решит: «Нет, пожалуй, Шерлок не должен заниматься тем-то и тем-то, играть такую-то роль». В любом случае я буду гордиться своим Шерлоком. Однако и к каждой новой роли подхожу очень серьезно. Для меня это всегда начало нового этапа в жизни. Не секрет, что давление и известность меняют человека как личность, но я не склонен нервничать. И рассчитываю на долгую карьеру в кино и театре. Надеюсь, мне удастся взять еще не один барьер и Шерлок не станет пределом. Кстати, другие мои работы приняты в целом благосклонно. Уверен, пара новых интересных пунктов непременно появится в моем резюме. Вообще, я испытываю удовлетворение от своей работы, и это здорово.

 

С тех пор как вы стали Шерлоком, ваши поклонники начали себя вести как-то по-другому?
Да, совсем по-другому. И вот в каком смысле. Не скрою, что поклонники моего Шерлока – это интеллектуальные ребята. Им понравился сериал, и они по-новому взглянули на мои предыдущие роли. Это дало им возможность понять, как я пришел к этому образу. И считаю, это большая удача. Иначе кто бы сейчас смотрел «Путешествие на край земли» (телесериал, поставленный по морской трилогии Уильяма Голдинга. – Прим. WATCH). А что, кстати говоря, вы имели в виду под фразой «вести себя как-то по-другому»?
 
Я хотела сказать, больше ли вас стали узнавать? Не пугают ли они вас в каком-то смысле?
Конечно, приходится иногда иметь дело с неадекватным поведением поклонников, и это немного пугает. То есть я беспокоюсь за них, а не за себя. Популярность – вообще странная штука. Выяснилось, что для публичного человека выторговать себе немного частного пространства – целая наука. Я все еще не могу привыкнуть к тому, что меня узнают, и поэтому отношусь к таким ситуациям настороженно. Хотя по-настоящему расстраивают только случаи, когда тебя фотографируют без разрешения. Это не только вторжение в личное пространство, но и проявление трусости. Зачем это нужно делать? Такие поступки никого не красят. Если кому-то хочется со мной сфотографироваться, можно подойти и попросить об этом, правда? А без разрешения это, знаете ли, жульничество. Вот они – проблемы актерской славы. А вообще-то говоря, все это, конечно, в целом ерунда.
 
Каково было переключиться с «Конца парада» на голливудские проекты? Скажем, на «Стартрек: Возмездие»?
В Голливуде совсем другой размах. Рабочий день длится дольше, и работы больше. «Стартрек: Возмездие» – интенсивный проект, в том смысле, что это и блокбастер, и фантастическая драма, и для него понадобилось немыслимое количество часов тренировок. Мне даже пришлось набрать вес. Я пополнел на четыре костюмных размера. Для этого приходилось есть по 4000 калорий в день. В общем, тяжкий труд, но за него и платили соответственно.
Отличия в подходах в Голливуде и Европе особенно проявляются в том, как режиссеры распоряжаются бюджетом. В принципе, я бы, наверное, заработал не меньше, если бы остался работать в британских телепроектах вроде «Конца парада», но в картинах масштаба «Стартрека» появляется возможность сделать что-то, чего в жизни еще не делал. Все эти навороченные игрушки, с которыми тебе надо научиться управляться, съемки в 2 часа ночи... Для рабочего расписания и бюджета любого сериала такое было бы невозможно. Но в больших голливудских проектах ты должен быть готов до бесконечности тренироваться, набирать или сбрасывать вес, работать в любое время дня и ночи. Как-то раз я пришел на площадку в 11 утра, а съемка началась в 2 часа ночи, так как нужно было как следует подготовиться к сцене.

И последний вопрос: есть ли у вас личные цели, не связанные с актерской деятельностью? Может быть, вы чего-то хотите достичь, где-то побывать?
Да, конечно, такие цели есть.
 
Поделиться ими не хотите?

Нет. На то они и личные.

Фото по теме

Оставить комментарий

18bf9dc3b648b62dde11004ae3e23ef1782dd023