18+

Кому открываются тайны

Сергей Крюков

28.11.2011

5

Кто он – современный шпион, разведчик, секретный агент? Похож ли в действительности на Джеймса Бонда или, может быть, Лоуренса Аравийского? Что влечет его, что бросает в самые рискованные предприятия – жажда славы, романтика игры или обостренный патриотизм, неведомый простому смертному? Интерес к личности шпиона усиливается вдвойне, если он – женщина. Летом 2010 года мы узнали ее имя: одной из главных героинь шпионского скандала с участием США и России стала Анна Чапман, за свои привлекательные внешние данные удостоенная титула «Агент 90-60-90».

Нужны ли миру шпионы? С точки зрения мирового порядка, как ни парадоксально, – да. Бывший директор ЦРУ Джон Маккоун как-то отметил в своем дневнике: «Все войны нашего века, в том числе и Первая мировая, начались в результате ошибочной оценки ситу­ации и из-за недостаточной, плохо проанализированной информации». Во все времена сведения, добытые спецслужбами, ценились невероятно высоко. Их деятельность часто напрямую влияла на ход исторических событий, а разведчикам удавалось добывать данные, позволявшие менять расстановку сил в мире. Так было в 1950-х в СССР, когда огромный поток военной и научной информации по атомной теме позволил отечественной науке выйти на новые рубежи, а стране стать мощной ядерной державой. Нередко разведчики и шпионы провоцировали международные скандалы, в результате которых государства раскрывали свои тайны, меняли политический курс и даже отказывались от военных авантюр.

Нужны ли разведчики сегодня, когда современный спутник-шпион может прочитать статью в газете, а системы связи – определить местоположение каждого из нас? Бесконтактные радиометки в паспортах, сверхмобильные транспортные средства, «умные товары» из супермаркета – все это потенциальные передатчики информации. И ведь недалек тот день, когда, модернизировав вычислительные возможности и алгоритмы, разведка сможет добывать сведения с минимальным риском. А может, необходимость в ней и совсем отпадет. Но пока этого не произошло, мир все еще сотрясают истории о разоблачении шпионов и рассекречивании агентов. И если такие истории возникают, значит профессия разведчика по-прежнему кому-то нужна.

Шпионская история

29 июня 2010 года американская пресса сообщила о шпионском скандале с участием США и России. Речь шла о разоблачении целой сети русских агентов. Десяти подозреваемым в шпионаже были предъявлены обвинения по двум делам, связанным с осуществлением незаконных разведопераций на территории Соединенных Штатов в пользу Российской Федерации. В частности, им вменялись в вину попытки заполучить данные о ядерном вооружении, политике в отношении Ирана, руководителях ЦРУ и конгрессменах, а также отмывании денег.

Несмотря на угрожающий список претензий, других подробностей не передавалось. Зато активно комментировалась сама операция начиная с ареста первого агента. На фотографиях в газетах появился портрет молодой девушки, настолько привлекательной, что расследование сразу же обрело легкий налет «гламурности». А сама шпионка по имени Анна Чапман удостоилась титула «Агент 90-60-90». Вдобавок, заметим, разоблачение случилось накануне Дня независимости. Наверное, поэтому привкуса международного скандала было мало. Наоборот, в интонациях статей и телерепортажей сквозило ощущение какой-то праздничности, словно все это – подарок бдительных органов своим соотечественникам.

Джеймс Бонд в исполнении Пирса Броснана носил Rolex, экс-разведчица Анна Чапман предпочитает Ulysse Nardin

Шпионская сага длилась две недели. Американская пресса подробно следила за ходом процесса и регулярно информировала общественность. Без излишнего ажиотажа – только факты допросов и свидетельства обвиняемой. В итоге выяснилось, что для экстренной связи с Анной Чапман был продуман звонок на мобильный и пароль «Илья Фабричников», который девушка придумала сама. (Забегая вперед, скажем, что о подобном шифре знали только два человека и именно один из них и станет предателем.)

26 июня Анне позвонил человек и, представившись Ильей Фабричниковым, сказал, что им надо встретиться. Чапман не понравился тот звонок, но она согласилась и назначила свидание в кафе неподалеку от своего дома. Встреча агента ФБР с Анной была частью разработанной спецслужбами США операции, в ходе которой планировалось спровоцировать российских нелегалов и тем самым получить доказательства их шпионской деятельности. Отчасти это удалось. Как покажет дальнейший ход событий, именно Анне ЦРУ отводило роль слабого звена.

Однако девушка оказалась не столь наивной, как хотели ее представить. Звонок вызвал подозрение: ранее она не встречалась лично с агентами, а лишь обменивалась зашифрованными посланиями через компьютерную сеть. Анна тут же купила новый мобильный телефон, оформила контракт на чужое имя и поддельный адрес и связалась с человеком из посольства. Там ей объяснили, что на встречу никого не отправляли. С этого же номера Чапман позвонила отцу в Москву, рассказала о встрече с «Романом» и сообщила, что «близка к провалу». Отец Анны давно уже проходил в списках ФБР как сотрудник разведки и «ветеран КГБ». Он посоветовал дочери отказаться от задания, а выданный фальшивый паспорт отнести в полицию.

Так Чапман и сделала, принеся документ в одно из отделений полиции Нью-Йорка с целью «задокументировать противоправные действия на территории США». Полицейские вызвали сотрудников ФБР, которые, задав Чапман несколько вопросов, взяли ее под стражу, надели наручники и предъявили обвинение. Тотчас же, боясь, что другие агенты исчезнут из поля слежки, они арестовали остальных девятерых фигурантов по делу о русских шпионах.

Портрет современного разведчика

Все лучшие истории про разведчиков – это интеллектуальные ребусы. Разведка вообще – ристалище интеллектуалов. Поле для серьезных игр. Пример тому – личности уровня Томаса Лоуренса, Сиднея Рейли, Вильгельма Васмуса, Рихарда Зорге, Кима Филби или Рудольфа Абеля. Но они – уже часть истории. Даже отношение к разведчикам особое: их практически всегда освобождают из плена – таково неписанное правило всех спецслужб. Так произошло и в 2010 году. Однако это не отменяет того факта, что разведывательные сети существуют. Конечно, они претерпели исторические изменения, но, как и прежде, ведут отчаянную борьбу за информацию.

Ориентировка на Анну Чапман была достаточно полной. Она родилась 23 февраля 1982 года в семье дипломата Василия Кущенко, работавшего в Кении и Зимбабве. Училась в Москве, на экономическом факультете Университета дружбы народов. А сразу же после окончания вуза вышла замуж за британского подданного Алекса Чапмана. Они познакомились в Лондоне, в ночном клубе, через пять месяцев поженились, и девушка переехала в Великобританию. Однако через четыре года супруги развелись, и в 2010-м Анна перебралась в США.

Все лучшие истории про разведчиков – интеллектуальные ребусы. Разведка вообще – ристалище интеллектуалов

Но до своего переезда за океан Чапман успела сделать головокружительную деловую карьеру: с 2004 по 2005 год работала в Barclays Bank, затем занимала должность директора по маркетингу и выводу акций на биржу в хедж-фонде Navigator. В октябре 2006-го стала генеральным директором основанной ею же компании по продаже недвижимости. Что примечательно: свой коммерческий проект она создавала накануне мирового финансового кризиса. Проект стартовал в 2008-м и поначалу ориентировался только на рынок Москвы и Лондона, затем был расширен и на аудиторию США, куда в феврале 2010-го Чапман переехала для продвижения NYCRentals.com и открытия венчурной компании TIME Venchures по вкладыванию денег в российские стартапы.

Агенты ФБР допросили всех американцев, с которыми Чапман завязывала дружеские или любовные отношения. Оказалось, что все эти годы ее постоянно видели в самых элитных кругах Лондона, Москвы и Нью-Йорка. По крайней мере, она старалась вращаться именно там. Среди ее знакомых были менеджеры страховых и инвестиционных фондов, предприниматели и гендиректора успешных компаний. И дело не только в рыжих волосах, походке и фигуре – хотя не секрет, что Анна производила на мужчин опьяняющий эффект. Дело в том, что эта девушка всегда ставила перед собой далеко идущие цели и добивалась их реализации.

Казнить нельзя помиловать

Итог всей истории – Вашингтон и Москва договорились: Штаты выслали разведчиков из страны и передали их российским властям. Россия, в свою очередь, обещала освободить четверых лиц, отбывающих тюремные сроки на ее территории. В начале июля в Вене состоялся обмен шпионами.

Как и другие разведчики, Чапман была помещена в камеру без телевизора и внешней связи с миром. Она молчала, пока ей не огласили условия возвращения на родину. После чего согласилась с обвинением и ответила на вопросы следствия, подписав документы о депортации. Это, в частности, подразумевает, что Чапман, как и другие фигуранты дела, не может продавать книги о своей шпионской истории или права на ее экранизацию. Любая прибыль от публикации таких матери­алов будет конфискована в пользу США. Подписав все необходимые бумаги, Анна вылетела в Москву. Отныне в Америку и Великобританию двери для нее закрыты. Впрочем, на этом история не закончилась.

Если мир до сих пор сотрясают шпионские скандалы, значит профессия разведчика по-прежнему кому-то нужна

В конце осени 2010 года стало известно имя человека, который сдал русских агентов. Им оказался бывший полковник российской разведки Александр Потеев – тот самый контактер Анны. К тому времени он уже был завербованным агентом ФБР и еще весной бежал за границу с поддельным паспортом. А еще через год Московский окружной военный суд признал Потеева виновным в государственной измене и дезертирстве и заочно приговорил к 25 годам тюремного заключения. Подробностей Центр общественных связей московской прокуратуры не приводит: на этом деле по понятным причинам стоит гриф «секретно».

Взлет после провала

Вернувшись на родину, экс-разведчики ушли в тень. За исключением, пожалуй, Анны. Сегодня экс-шпионка – активист партии молодежи, телеведущая и модель. К тому же она советник президента «Фондсервисбанка». А недавно стала редактором иллюстрированной газеты Venture Business News – об инновациях и венчурном бизнесе, в качестве приложения к которой выходит вестник «Сколково Инноград Дайджест».

Фотосессия в «Максиме», участие в телешоу, конечно, вызвали у московской прессы неоднозначную оценку. Но главное, что «агент 90-60-90» больше не скрывает своего лица. Она снова замышляет что-то экстраординарное. И трудно поверить, что ее интерес к жизни и новым знакомствам поостыл. С каждым днем концептуальный проект под названием «Анна Чапман» вырисовывается все отчетливее, хотя и не без поддержки покровителей сверху – друзей, влиятельных персон, чего девушка и не скрывает. СМИ по-прежнему говорят о ней по любому поводу, стараясь найти причину то для патетики, то для иронии. Но в целом в общественных оценках преобладает умеренное невмешательство, а в интернет-слухах – отчетливая корректность.

Однако несанкционированные видео­съемки, публикации в желтой прессе, обсуждение ее прелестей и недостатков в блогах вызывают у Анны мгновенную однозначную реакцию. Она тотчас подает на обидчиков в суд, грозясь взыскать миллионы за использование своего имиджа. И, кажется, эти угрозы имеют воздействие. Широко обсуждалось, например, как Чапман отклонила предложение американской компании Vivid Entertainment сняться за миллион долларов в порнофильме. Весьма громкий резонанс вызвало сообщение о том, что она зарегистрировала в Роспатенте свое имя в качестве товарного знака. Что именно собирается делать со своими инициалами бывшая разведчица, пока неизвестно. Хотя сообщалось, что в конце 2010-го в США уже появились куклы, изображающие Анну.

Жизнь после провала для многих разведчиков – это спокойное, уединенное существование. Но Анне, кажется, подобное не грозит. Куда выведет ее кривая судьбы, мы обязательно узнаем. Причем в скором будущем, потому что для таких людей уйти в тень, выйти из игры равносильно поражению или забвению. А это совершенно не входит в планы «агента 90-60-90».


Анна Чапман для Ulysse Nardin

Весной 2011 года компания Ulysse Nardin представила во дворце князей Юсуповых новую женскую модель часов – Lady in Red. Почетным гостем вечера стала Анна Чапман.

Первая модель часов ушла с благотворительного аукциона за рекордную сумму – 785 тысяч рублей, которые были направлены в благотворительный фонд «Право на улыбку» с целью оказания помощи слабовидящим и слепым детям, а также для лечения патологий будущих матерей.

Часы Lady in Red разработаны на базе Calibre 810, который использовался также и в создании первых женских часов коллекции Lady Diver. Модель выполнена в двух вариантах: золотая версия, лимитированная 11 экземплярами, стальная, выпущенная тиражом 111 экземпляров. Перламутровый циферблат украшает россыпь из 27 бриллиантов. На задней крышке часов расположен автограф Анны Чапман.

Фото по теме

Оставить комментарий

86cdfb2a1a573c75da912876cc21fa00afbeea12