18+
Logo_h

Радость жизни в Плесе

Текст: Наталья Шастик; Фото: Платон Шиликов, © Chivas Brothers (2), Polaris / EastNews, © Пресс-служба отеля

16.03.2015

Img_1035_1

В поисках идеального места, где традиции сплетаются с современностью, новое вдохновляется старым, а милая провинциальность ни в чем не уступает столичной богемности, The Glenlivet Hunters Club – клуб охотников за впечатлениями, объединенных любовью к односолодовому шотландскому виски The Glenlivet, – отправился на Волгу, в Ивановскую область, в Плес. этот крохотный городок с двумя с половиной тысячами жителей, уютно примостившийся на высоком берегу главной русской реки, почти в 70 километрах от Иванова и Костромы, сегодня является эталоном русской провинции, не противостоящей центру и столичному образу жизни, а дополняющей его своими простыми и так всем нам нужными радостями жизни.

«Для меня Плес – это прежде всего место силы. Здесь можно быть только самим собой, не получится долго притворяться, лгать себе или другим. Если вы хороший человек, то в Плесе станете еще лучше. Если же плохой, то сюда вам лучше не приезжать» – так рассказывает о своем городе Галина Панченко, историк и археолог Плесского музея-заповедника. Но в свободное от работы время она – кружевница и вышивальщица, возрождающая традиционную русскую вышивку крестом.

Ее полотенца-рушники, расшитые вручную, со связанными вручную же кружевами, продаются в местных сувенирных лавках. Там их приобрела и Светлана Медведева, супруга премьер-министра России, имеющего в Плесе дачу. Освобожденные таким образом из музейного забвения старорусские узоры вдохновляют затем и дизайнеров, ежегодно приезжающих в Плес на фестиваль моды «Льняная палитра». Он проводится здесь с 2006 года под председательством Вячеслава Зайцева, который почти местный – родом из Иванова – и еще 40 лет назад впервые ввел русские мотивы в высокую моду.

О том, что Плес – место силы с особым творческим духом, прекрасно знают десятки художников и дизайнеров, сбежавших сюда от столичной суеты

«Всегда приятно, когда, увидев льняную одежду на моделях, дефилирующих по подиуму, люди хотят купить себе что-то изо льна, начинают ценить достоинства этого материала. Готовы носить одежду с русским орнаментом», – рассказывает нам Галина.

Гении места

Наша кружевница-вышивальщица, ее муж, художник Виталий Панченко, десятки живописцев, скульпторов, дизайнеров, писателей, осевших в Плесе, и являются хранителями уникального плесского духа, который первым почувствовал, конечно же, Левитан, проведший тут три лета подряд и запечатлевший здешние пейзажи на своих полотнах. По легенде, этот дух не оставил равнодушным и самого интеллектуального из большевиков – наркома просвещения Анатолия Луначарского, в той или иной степени способствовавшего превращению крохотного купеческого городка в оздоровительный курорт для творческой интеллигенции. Плес выстоял в советские годы, никак не потеряв своего упоительного старорусского облика, и сегодня стал символом новой провинциальной России, соединившей в себе старое и новое, богемно-модное и уездно-гостеприимное, – сюда, в «русскую Швейцарию», как часто называют плесские холмы, отныне принято приезжать хотя бы раз в год то на музыкальный, то на кинофестиваль.

О том, что Плес – место силы с особым творческим духом, свидетельствует не только многочисленная колония художников и поэтов, перебравшихся сюда за вдохновением, но и кошки, чувствующие себя на крутых и узких плесских улочках полноправными хозяевами, этакими «гениями места». Всем известны римские кошки, визитная карточка Вечного города, лениво греющиеся на солнышке на развалинах Ареа Сакра и Палатинского холма. Плесские же кошки по численности на квадратный метр, холености и вальяжности, пожалуй, ничем не уступают своим римским сородичам, что, конечно, говорит в пользу этого места – такое мудрое животное вряд ли будет жить в неправильном окружении. В Плесе есть даже памятник кошке: на набережной, напротив мастерской Виталия Панченко, стоит кошка Муха, задумчиво вглядывающаяся в водную гладь Волги. Это работа белорусского скульптора Олега Илларионова, почти ежегодно наведывающегося в Плес. Приезжать на плесские холмы на этюды – традиция, живущая и сегодня, ведь недаром это место называют «русским Барбизоном», в честь французского города, подарившего миру Барбизонскую школу живописи.

Гармония The Glenlivet

Маленький Плес, на 370 кило­метров удаленный от столицы, гармонично примиряет тради­ции и современность, старорус­ское левитановское и модное богемно-столичное. Новаторский дух с опорой на традицию лежит в основе и фи­лософии The Glenlivet, односо­лодового шотландского виски, «с которого все и началось» – вискикурня The Glenlivet стала в 1824 году первым легальным предприятием по производ­ству виски в регионе Спейсайд. Сегодня The Glenlivet – гло­бальный бренд, один из са­мых продаваемых односолодо­вых виски в мире, поднявший категорию single malt на но­вый уровень. Мастер-дистиллер Алан Винчестер бережно соеди­няет традиционные технологии с современным подходом. Так рождается безупречный односо­лодовый виски, который когда- то так высоко оценил британ­ский монарх Георг IV.

Левитан, МедведевЛевитан, Медведев и принц Кентский были тут

Набережная, где установлена кошка Муха, – главная улица городка, растянувшегося вдоль Волги почти на три километра. Она наглядно демонстрирует, как именно Плес способен примирить старое и новое, провинциальное и богемное, традиционное и современное. Чтобы ощутить это, лучше начать прогулку с дома-музея Левитана – этакого образцово‑показательного советского провинциального учреждения, работники которого искренне влюблены во все, что они экспонируют и хранят. Кроме картин всех приходящих сюда, конечно же, интересуют отношения художника с Софьей Петровной Кувшинниковой, ученицей, музой и любовницей, с которой Левитан и провел здесь три лета, но, правда, все же бросил ради миловидной жены заместителя градоначальника Санкт-Петербурга, также наведывавшейся в Плес на каникулы.

Перейдя от музея по мосту через речку Шохонку, впадающую в Волгу, собственно, и оказываешься на набережной, до сих пор она носит свое старое имя – улица Советская. Правда, ничего советского здесь вы не встретите, да и не было его тут, пожалуй, никогда. Плесская набережная – это вереница старинных домов XIX века: дворянских и купеческих особняков с отдельно стоящими караульнями-складами, где прозорливые купцы хранили все самое ценное на случай пожара (такую пристройку имеет, например, дом Подгорновых по Советской, 21). Все здания тщательно отреставрированы, а некоторые превращены в гостиницу «Соборная слобода». Ею владеет бизнесмен Алексей Шевцов, автор проекта «Потаенная Россия», ставящего задачу превратить маленький Плес в один из главных туристических центров страны. В октябре 2005-го в доме № 37(так называемый дом Новожилова, построенный в 1907 году в стиле модерн) останавливался Его Высочество принц Майкл Кентский, двоюродный брат королевы Елизаветы II и внучатый двоюродный племянник Николая II, о чем рассказывает памятная доска на фасаде, украшенная личным гербом принца. Покатавшись на кораблике по Волге, осмотрев красоты, испив  домашних наливок и попробовав плесских копченых лещей – главный местный специалитет, принц поставил всему увиденному и съеденному высшую оценку: amazing и lovely.

В Плесе гостей встречают не только с русским хлебосольством, но и по всем стандартам европейской туристической индустрии

Медленно фланируя по набережной, доходишь до «Кофейни Софьи Кувшинниковой» (дом № 33), где до революции располагался бакалейный магазин купцов Бакакиных. О значении этого места для современного Плеса мы еще расскажем. А чуть поодаль, в доме № 43, в бело-розовом особняке в стиле позднего классицизма, с удивлением обнаруживаешь «Плесскiй яхт-клубъ» – вот тебе и провинция с яхтенными забавами и деревянными гребными лодками дореволюционного образца, сделанными на заказ на Петрозаводской верфи. В августе 2008‑го именно напротив яхт-клуба к берегам Плеса пришвартовалась президентская яхта «Россия» с Дмитрием Медведевым на борту. Тогдашний глава государства был настолько очарован этим местом, что немедленно обзавелся тут дачей – бывшей дворянской усадьбой Миловкой, расположенной в километре от центра города. Тогда-то Плес и попал в программу развития внутреннего и иностранного туризма, а влиятельная Financial Times назвала этот идиллический городок «российским аналогом американского курорта на Лонг-Айленде».

То, что это вполне правда, понимаешь, доходя до западной оконечности плесской набережной – до гостиницы «Фортеция Русь» (один из ее люксов носит имя «Меньшиков» в честь актера Олега Меньшикова, любящего здесь останавливаться). Пройдя по ее территории, часть которой находится прямо в лесу, видишь и вовсеудивительное зрелище – горнолыжный склон (правда, к отелю он не имеет отношения и отделен от него забором). Это зимний курорт «Милая гора» с шестью подъемниками, двумя трассами с перепадами высот 150 метров, возможностью вечернего катания и традиционным глинтвейном на склоне. Сказано же, Плес – «русская Швейцария», и вот вам самое убедительное тому доказательство.

Кулейка вместо чизкейка

Чтобы видеть Плес во всей красоте, надо подняться на три его горы – Левитана, Соборную и Воскресенскую. А вот чтобы почувствовать его вкус, надо с них спуститься и направиться прямиком на набережную, в дом № 33, в «Кофейню Софьи Кувшинниковой». Это место – часть проекта Алексея Шевцова «Потаенная Россия», заведение столичного уровня с собственным кондитерским цехом и авторскими рецептами. Лотарингский пирог, пирог с печенью, «честный сельский бургер», бублик с лососем и белым сыром, эклеры, круассаны, любимое печенье Левитана, английские чайные кексы со сливками, появившиеся как оммаж принцу Кентскому, и, конечно, кулейка – традиционная русская ватрушка с начинкой из творожной массы, взбитой с яйцами и сметаной. Ее рецепт кондитер Татьяна Чернова узнала от своей бабушки, и это точно одна из самых вкусных ватрушек в России, да еще и своего рода плесская альтернатива заморскому чизкейку.

Интерьер кофейни прост и современен, никакого лубка и заигрывания со старорусскостью: белые стены, украшенные фотографиями собственных блюд, ярко-красные стулья и диваны и полосатые скатерти – обыкновенное городское кафе, которое могло бы появиться в Москве или в любом другом европейском городе, и лишь открывающийся вид из окна на Волгу не дает забыть, что вы именно в России, в Ивановской области, в левитановско-шаляпинском Плесе.

Вода жизни

Одна из природных достоприме­чательностей Плеса – вода. Это не только Волга, на берегах кото­рой стоит город, но и подземные ключи. Особенно повезло гости­ницам «Волга-Volga» и «Фортеция Русь»: источники чистейшей воды находятся прямо на их террито­риях. Вода в них немного масля­нистая, чтобы смыть с тела мыло, надо мыться долго-долго. Зато по­том кожа становится бархатистой и молодеет на глазах. Вода – главное и в производстве виски. Именно особенности во­ды в долине реки Глен, жесткой и насыщенной минералами, опре­деляют «узнаваемый» характер The Glenlivet. Джордж Смит, ос­нователь марки, построил свою вискикурню неподалеку от ко­лодца Джози – источника горной ключевой воды. Подпитываемая талым снегом вода проходит через древние залежи известняка и гра­нита. В результате, обогащенная минеральными веществами, она является идеальной для изготовле­ния первоклассного single malt.

Великолепный визит

В крохотном городке на Волге пекут не только лучшие ватрушки-кулейки, но и самые вкусные в стране пироги. Во всяком случае, в этом совершенно убежден здешний дачник Дмитрий Медведев, приезжающий сюда не только за тишиной и чистым воздухом, но и за пирожками Елены Маньенан, хозяйки отеля «Частный визит», расположенного по адресу улица Горная Слобода, 7.

Такое место возрождающемуся Плесу было просто необходимо. Открытый русско-французской супружеской парой (более десяти лет назад муж Елены Андрэ Маньенан согласился переехать с ней из Бургундии в русскую глубинку), отель, безусловно, придал городку на Волге европейский флер и очень высоко поднял планку сервиса и обслуживания. В «Частном визите» гостей встречают не только с традиционным русским хлебосольством, но и по всем стандартам европейской туристической индустрии: безналичный расчет (это была первая в Плесе гостиница, где начали без проблем принимать кредитные карточки), франко- и англоговорящий персонал (причем без какой-либо «смеси французского с нижегородским» – сын Елены Даниэль, выросший во Франции, свободно владеет иностранными языками), четкое правило, что клиент всегда прав (гости «Частного визита» сами решают, когда им завтракать или обедать), и обязательные гостинцы в дорогу всем постояльцам – банки с земляничным и черничным вареньем, знаменитые пирожки, так любимые премьер-министром России, плюшки-бриоши к чаю, – дабы увезти с собой домой немного Плеса.

Елена Маньенан не просто управляет своим отелем, она здесь царит: все придумано, построено и оформлено лично ею. И об этом хозяйка может рассказывать часами: как превращали старый полузаброшенный дом в уютную гостиницу, как построили новое здание, взяв за образец костромской купеческий дом XIX века, как собирали предметы для музея посуды, как организовали мини-зоопарк и антикварную лавку и соорудили веранды для долгих летних чаепитий с панорамным видом на Плес и Волгу и как сейчас строят ферму, чтобы использовать только собственное мясо. «Своей жизнью, работой, отелем я хочу доказать, что жить можно и в провинции. Я же родилась и выросла в Москве, в Замоскворечье, потом 10 лет провела с мужем в Париже и Бургундии. Но там, во Франции, начала испытывать перед своей родиной чувство вины. Захотела сделать что-то достойное и здесь», – рассказывает Елена. Горячо влюбленная в свое дело, она им искренне гордится: «Вот в России есть Большой театр и русский балет, а еще есть Плес с моим отелем и пирожками. Мы и есть русская провинция». Хвастовство и преувеличение? Не совсем. Просто искреннее желание все сделать очень хорошо, по самому высокому стандарту, избавить наконец-то провинцию от привкуса захолустности, заставить столичную гламурную публику вновь и вновь сюда возвращаться. То, что это ей удается, доказывают многочисленные фото знаменитостей, развешенные по стенам и заботливо собранные в альбомы, а также книга отзывов с хвалебными рецензиями и даже одами в честь Елены Маньенан.

Здешний дачник Дмитрий Медведев приезжает в Плес не только за тишиной и чистым воздухом, но и за пирожками Елены Маньенан, хозяйки отеля «Частный визит»

Восторженность гостей можно понять, ведь Елена – не только прирожденный отельер, но и великолепный кулинар, шеф-повар гостиничного ресторана, где все готовится по ее рецептам. В «Частном визите» нет меню, гостям накрывают обильный русский стол с многочисленными закусками, салатами и всевозможными разносолами. Такова концепция заведения – трапеза в русском домашнем стиле. «Когда вы приходите в гости к маме или друзьям, они же не предлагают вам меню, а просто выставляют на стол все, что у них есть. Так поступаем и мы в нашем ресторане, – объясняет нам Елена. – У французов четко принято: закуска, основное блюдо, десерт. У нас, в России, не так. Так почему же не возродить эти традиции русского застолья?» Слушая Елену, поглощая ее знаменитые пирожки, которые Дмитрий Медведев однозначно называет лучшими в России, проникаясь хлебосольной атмосферой этого места, смотря с высоты Горной Слободы на древний Плес, мирно дремлющий под снежным покрывалом, вдруг где-то глубоко в мыслях неожиданно промелькнет: «А не бросить ли все: работу, офис, пробки, столичную суету – и не пере-браться ли сюда?» Конечно, в отличие от Елены, на столь радикальные перемены в жизни не все из нас готовы, но приезжать за 370 километров, на высокие берега Волги, на пирожки, кулейки, земляничное варенье, фестивали моды, Левитановский музыкальный и кинематографический имени Тарковского точно надо почаще.

Фото по теме

Оставить комментарий

7b4506b2494d44e7b4c752accb9d69893de3ea4a



 
29.07.2015
Img_9312
Керамические фантазии Суздаля
В конце июня фирменный магазин «Дымов керамика» из своего крошечного помещения на «Флаконе» переехал на...
29.07.2015
Rotonda__foto_mark_boyarskiy_img_0215
Преображение мира
Каждый год в деревню Никола-Ленивец Калужской области съезжаются сотни российских и иностранных архитекторов и дизайнеров. Они...
05.06.2015
_mg_6323
Возвращение к истокам
Винокурня The Glenlivet возрождает великие шотландские традиции и выпускает на рынок напиток The Glenlivet 12 Excellence,...