18+

Разбирая Вуди

Текст: Фред Аллен, The Interview People

10.12.2014

041_blu096cb

Вуди Аллен любит разоблачать мириады мифов, самозарождающихся вокруг его персоны. Он также большой любитель поспорить с мыслью о собственном кинематографическом величии. И всегда настаивает, что не имеет ничего общего со своими экранными персонажами. Отрицает Аллен и какую-либо причастность к интеллектуалам, хотя, как известно, является создателем жанра «интеллектуальной комедии». Все эти факты и их опровержения верны и ложны одновременно, потому что Вуди Аллен – это сложный и превосходно функционирующий невротический организм, перманентно подвергающий отрицанию собственные основы.

В настоящее время Аллен переживает бурный кинематографический ренессанс, начавшийся с картины «Матч-пойнт», снятой в  2005 году в Лондоне и восторженно воспринятой критиками. Почти все новые работы мастера также сделаны в Европе. В их числе и увлекательнейшая «Вики Кристина Барселона», и картина «Полночь в Париже», ставшая самым коммерчески успешным проектом режиссера за всю его карьеру: фильм заработал в мировом прокате более 150 миллионов долларов и принес своему создателю четвертый «Оскар» (в номинации «Лучший оригинальный сценарий»). В прошлом году Аллен впервые за долгое время снял фильм в родных Соединенных Штатах – лента «Жасмин» сделана в Сан-Франциско. Итогом этой работы стал «Оскар» для Кейт Бланшетт за лучшую женскую роль. До этого исполнительницы главных ролей в картинах маэстро столь высокой награды никогда не удостаивались.

Новая работа режиссера – «Магия лунного света» – это изящная, беззаботная комедия, в значительной степени обязанная своей привлекательностью шарму Колина Ферта и Эммы Стоун, играющим главные роли. Фильм, действие которого разворачивается в 1920-е, был снят прошлым летом на юге Франции. Герой Ферта – галантный фокусник, пытающийся разоблачить юную и симпатичную ясновидящую (Стоун). В итоге он влюбляется в девушку и даже начинает верить в ее сверхъестественные способности.

Неожиданно сменив места съемки для своих картин (ранее все фильмы Аллена снимались в родном Нью-Йорке), 78-летний режиссер не скрывает, что ему доставляет огромное удовольствие путешествовать вместе с супругой Сун-И и детьми по Европе. «Работа – это чудесный способ отвлечься, – откровенничает Аллен. – Если бы я не работал над фильмами, то сидел бы дома и терзал себя мыслью о том, как ужасна наша жизнь. Но вместо этого я или пишу новый сценарий, или снимаю фильм, или участвую в кампании в поддержку уже сделанного мною кино. Мне очень повезло, потому что у меня есть возможность проводить свою жизнь именно в таком ритме, и я совершенно не могу себе представить, как жил бы иначе. Съемки в Европе позволяют мне и моей семье оказываться в очень интересных и красивых местах… Думаю, нам бы очень понравилось жить в Лондоне или Париже, однако пока весьма комфортно в Нью-Йорке».

Несмотря на уверения самого Аллена в обратном, ему удалось перетранслировать разочарование в любви и противоречия, заложенные в человеческой природе, в сферу искусства. Его творчество показывает, что людям предначертано судьбой страдать от всяческих бед и хронической тревоги. Герои Аллена одновременно являются и источником собственных невротических расстройств, и ключом к выходу из таких состояний. Точно так же обстоят дела и с самим Вуди, утверждающим, что только работа позволяет ему забыть о том, что наша жизнь преисполнена грустных истин и абсурда.

Вот уже 14 лет он живет в счастливом браке с Сун-И Превин, приемной дочерью своей бывшей гражданской жены Мии Фэрроу, и двумя приемными детьми – 14-летней Беше и 13-летней Мэнзи, получившими имена в честь джазовых музыкантов. Вуди – заботливый и любящий отец и обожает лично отводить девочек в школу каждое утро.

О счастливой жизни, людских страданиях и кино мы и поговорили с одним из наиболее влиятельных режиссеров современности.

Мистер Аллен, насколько приятно вам было иметь возможность работать в Европе в течение последних девяти лет и снимать фильмы в таких местах, как Лондон, Париж, Барселона и вот теперь Лазурный Берег?

Мне очень нравится работать в Европе. Изначально я планировал снимать «Матч-пойнт» в Нью-Йорке, но в какой-то момент стало понятно, что это обойдется в огромную сумму, и тогда я переписал сценарий под Лондон. В итоге все получилось очень удачно – город и сюжет прекрасно подошли друг другу. Но если бы я мог выбирать, то все же продолжал бы снимать в Нью-Йорке, в городе, где я живу, а значит, после работы могу пойти домой, а не в гостинцу, где буду ворчать по поводу неторопливого обслуживания. А еще в Нью-Йорке я не могу заблудиться, и мне не приходится узнавать дорогу к отелю у пары литовских туристов.

У вас идеальный для режиссера график – вы снимаете по фильму в год.

Мне страшно повезло, потому что у меня есть возможность жить в очень комфортном для себя ритме. Режиссерский труд для меня не сложен, а сценарии я вообще пишу легко и очень быстро, без длительных доделок и переделок в поте лица. Моя профессия гораздо проще, чем работа полицейского или учителя, и я живу именно так, как мне хотелось бы. Смотрю кино, провожу вечера с женой и детьми, хожу на баскетбол, а летом обычно езжу по таким красивым городам, как Лондон, Рим или Париж, где снимаю свое кино. Это совсем не тяжелая жизнь.

Но вы продолжаете настаивать на том, что жизнь для вас – это экзистенциальная борьба?

Мне удается выжить лишь потому, что я отвлекаюсь. Я знаю, это называется эскапизм, но он работает. Взгляните, как много людей отвлекают себя от тягот жизни, смотря ужасные телепередачи или спортивные трансляции, инвестируя свои надежды и энергию в веру в то, что какая-то там команда должна победить в абсолютно бессмысленном футбольном матче. Кто-то еще в тех же целях ходит в кино. И ради собственного комфорта люди повторяют эти странные действия вновь и вновь, лишь бы не возвращаться к реальности. А я продолжаю делать кино в надежде наконец снять главный шедевр всей моей жизни, хотя и понимаю, что большинство моих работ – это абсолютный провал.

Моя профессия проще, чем работа полицейского или учителя. Я смотрю кино, провожу вечера с семьей, езжу по красивым городам. Это совсем не тяжелая жизнь

За роль в вашем предыдущем фильме «Жасмин» Кейт Бланшетт была удостоена премии «Оскар». Теперь, кажется, вы нашли новую молодую актрису – Эмму Стоун? Именно она снялась в главной роли в новой картине «Магия лунного света».

Эмма – очень хорошая актриса, очень тонко чувствующая юмор. Еще в самом начале работы над фильмом я осознал, что она идеально подходит на роль. Эмма также снимется и в моей следующей работе. Она очень талантлива и очень серьезно относится к работе. Ей в принципе нравится киноискусство. Время от времени я намекал, что ей стоит посмотреть такой-то фильм Бергмана или что-то из Феллини, и все мои указания она непременно выполняла.

Когда формировался актерский состав, подозревали ли вы, что Колин Ферт и Эмма Стоун составят такой прекрасный экранный дуэт?

Никогда ничего нельзя знать заранее. Но когда ты работаешь с очень хорошими актерами, можно надеяться, что они смогут виртуозно воплотить твою историю на экране. Что касается Колина и Эммы, я, по сути, дал им возможность самим разыграть сцены фильма, не сильно вмешиваясь в процесс. Я им не мешал, позволив просто выполнить свою работу. В прошлом я гораздо более ревностно следил за тем, чтобы актеры не отступали от прописанных мною в сценарии диалогов, однако в данном случае понял, что таким талантливым людям, как Колин и Эмма, лучше предоставить свободу что-то поменять или подкорректировать. Я очень люблю наблюдать за тем, как актеры привносят в эпизод нечто, и в итоге он становится лучше, чем был задуман изначально.

Несколько лет назад «Полночь в Париже» стал вашим самым коммерчески успешным фильмом. Разве после этого у вас не появилась возможность вновь снимать фильмы в Нью-Йорке?

Нет, потому что стоимость съемок в Нью-Йорке намного выше. Если у меня есть, скажем, 15 или 18 миллионов долларов, то в Европе на эти деньги можно сделать гораздо больше. Часто мне удается заполучить некоторых актеров только потому, что у них есть «окна» в расписании и они согласны работать со мной за деньги, существенно меньшие, чем их обычные гонорары, так как у меня нет возможности платить им огромные суммы. Я по-прежнему работаю в Европе, потому что предложения о финансировании моих фильмов продолжают поступать именно здесь. Сложно сказать, когда вновь появится возможность поработать в Нью-Йорке. Если бы все зависело только от моего выбора, я бы все же снимал в Америке.

Я продолжаю делать кино в надежде наконец снять главный шедевр всей моей жизни, хотя и понимаю, что большинство моих работ – это абсолютный провал

Но чувствуете ли вы, что ваша карьера переживает возрождение с тех пор, как вы начали снимать в Европе?

Нет. Я лишь счастлив, что могу продолжать работать. Я уже давно перестал мечтать о том, чтобы снять такой фильм, который, прогремев на фестивалях, встал бы в один ряд с работами Куросавы, Феллини или Бергмана. Мои картины постоянно разочаровывают меня самого, хотя мне нравится «Матч-пойнт», потому что то, что в итоге получилось, очень близко к тому, чего я изначально хотел добиться, работая над сценарием. Но это исключение из правил. Даже фильмы, считающиеся лучшими – «Энни Холл» или «Манхэттен», – сильно отличаются от моих изначальных задумок. Предполагалось, что «Энни Холл» станет отображением воспоминаний нескольких людей, однако в итоге композиция ленты получилась более традиционной. «Манхэттен» же мне настолько не понравился, что я пытался выкупить его у студии за миллион долларов. А «Сентябрь» я полностью переснял, но вторая версия оказалась ненамного лучше первой.

Если вы так низко оцениваете свои работы, чем же вы тогда можете объяснить свою славу и успехи в качестве режиссера?

Да, я обладаю способностью развлекать людей, сочинять шутки и истории, которые почему-то им интересны. Но это чистой воды везение. Однако я разумно использую свое привилегированное положение и исправно снимаю по фильму в год, наслаждаясь при этом весьма комфортной жизнью. Именно поэтому элемент удачи остается одним из постоянных мотивов моих работ. Люди не любят признаваться, что значительной долей своего успеха в жизни они обязаны счастливому случаю. Людям больше нравится верить в то, что они очень умные и что успех в жизни – результат их кропотливой работы. Но ведь очень многие работают не менее упорно, имеют неменьший талант, но ничего в жизни не добиваются. Большинство отказывается признавать, что их жизнь вращается вокруг удачи, потому что такое признание уронило бы их в собственных глазах, заставило бы их расстаться с чувством, что их судьба в их руках. Я ни на секунду не забываю о том, что мне в жизни сопутствует удача.

А счастье зависит от удачи?

Это разные вещи. Счастье часто зависит от умения игнорировать тяжелые стороны жизни и, напротив, видеть все хорошее. В жизни все редко бывает именно так, как мы ожидаем. Очень часто нас подстерегает разочарование в любви. Большинство людей не имеют возможности раскрыть свой интеллектуальный или творческий потенциал на работе. Но некоторым удается найти способ преодолеть или как-то обойти все эти факты суровой действительности, внушить себе веру в то, что они счастливы. Мы все это делаем. Я последний, кто будет критиковать людей за такой вот самообман. И я точно так же справляюсь с такими малоприятными вещами, как старение и нереализованные амбиции. Продолжаю работать, смотрю спортивные матчи, хожу в кино. Это мой способ обманывать себя и придумывать себе занятия, призванные удержать меня от отчаяния по поводу темных сторон жизни. Каждое утро я встаю на беговую дорожку, ем здоровую пищу, но от старухи с косой все это не убережет.

Во многих ваших фильмах – в «Пурпурной розе Каира» или в относительно недавней «Полночи в Париже» – есть элементы несбыточного. Насколько для вас важны фантазии?

Реальная жизнь, как правило, гораздо скучнее. Она также практически неизбежно грустна. В своих фильмах я полностью контролирую все происходящее, поэтому могу воплощать в них самые невероятные, романтические, эскапистские чувства и фантазии. Можно делать все, что хочешь. Именно поэтому так приятно и соблазнительно зарабатывать себе на жизнь производством фильмов. Ты при этом не живешь в реальном мире. Ты просыпаешься утром и идешь на работу, где тебя окружают красивые женщины и блестящие мужчины, остроумные, талантливые и симпатичные, и ты придумываешь всякие истории, и все одеты в костюмы, и играет красивая музыка. Ты проживаешь свою жизнь не в реальном мире, а создаешь нечто совершенно эскапистское. Все это здорово, но не реально. Хотя все это очень весело делать. И все это доступно только в вымышленном мире.

Да, я обладаю способностью развлекать людей, сочинять шутки и истории, которые почему-то им интересны. Но это чистой воды везение

Еще один из лейтмотивов ваших фильмов – неспособность людей найти себе подходящего спутника жизни. Выходит, большинство из нас обречены на то, чтобы никогда не встретить любовь своей жизни?

Часто люди влюбляются не в того, в кого нужно. Или влюбляются в кого-то, кому это не интересно, у кого уже кто-то есть. В этом деле имеется такое количество переменных, что мы часто принимаем решение довольствоваться меньшим, чем-то далеким от нашего идеала. Мы надеемся, что сердце само подскажет правильный путь, хотя на деле так бывает далеко не всегда. Я все время спорю со своими друзьями о том, что наша жизнь и наше счастье сильно зависят от судьбы. Если два человека влюблены друг в друга и им каждый день хорошо вместе – это большая удача.

Но разве люди не могут идти на компромиссы? Разве так уж важно, чтобы в отношениях каждый имел возможность делать то, что хочет?

Все зависит от масштабов. Нужно надеяться, что тебе не потребуется идти на такие жертвы и компромиссы, которые в итоге сделают тебя несчастным. Я считаю, что люди обычно следуют голосу сердца, а не разума, то есть влюбляются по необъяснимым причинам. Бывает и совсем плохо: влюбляются в кого-то, кто совершенно никуда не годится и не подходит им во всех практических смыслах. Часто мы не можем добиться гармонии в отношениях с другим человеком, потому что каждый из партнеров переполнен собственными противоречивыми желаниями и импульсами. А усугубляет ситуацию то, что с течением времени эти желания часто меняются. Ты вдруг перестаешь любить человека и не можешь объяснить, почему это произошло. Но так бывает.

Значит любовь – это нечто хрупкое и неуловимое?

Нужно надеяться, что все сложится хорошо. Даже если вы сильно друг друга любите, вы все равно должны так выстроить отношения, чтобы каждый из вас чувствовал себя уверенно, ощущал, что его любят, и чтобы при этом каждый из вас не терял своей независимости. Формулы, как этого добиться, не существует. Нужно также надеяться, что твое пристрастие к каким-то вещам не будет раздражать твоего партнера и что вы научитесь ценить друг друга как личности, а не за какие-то привычки или хобби. Вы можете любить Моцарта, а ваш партнер – кантри или хэви-метал. Если с этим разобраться, у отношений появляется шанс.

Нужна ли удача для того, чтобы отношения были счастливыми?

Весь вопрос в том, чтобы встретить правильного человека. Первый раз я женился, будучи еще совсем молодым. Мне было 19, а жене – 17, и мы оба хотели поскорее вырваться в большой мир. Что и сделали. У меня была очень хорошая жена. Необыкновенно талантливая. Пианистка и философ. И у нас был прекрасный брак, но в какой-то момент мы оба разошлись в разных направлениях. Затем я женился на Луизе Лассер, по которой тогда сходил с ума. И сейчас схожу.  Мы до сих пор очень хорошие друзья. Потом я потерял интерес к браку, но мы с Сун-И начали встречаться, и стало ясно, что нам хорошо бы пожениться. И это действительно оказалось правильным шагом. Мы очень-очень счастливы. У нас есть и дети, и дом, и все это просто замечательно.

Я не думаю, что нам когда-либо удастся найти глубокий смысл или понять важные элементы жизни. Мы все так же водим за нос сами себя – будь нам 20, 40 или 60 лет

Ваша жена Сун-И как-то участвует в вашей работе?

Она высказывает свое мнение о фильмах. И я знаю, что она никогда не будет меня хвалить лишь для того, чтобы сделать мне приятное.  Вообще-то она видела не так уж и много моих картин. Наша совместная жизнь отделена от моей работы. Мы много времени проводим с детьми, и мне нравится быть частью их мира. Я надеюсь, что не кажусь им слишком уж эксцентричным.

А ваши дочери смотрят ваши фильмы?

Нет. Я предпочитаю показывать им фильмы братьев Маркс или старую классику, у которой есть такой замечательный романтический флер. Я ни разу не показывал им свои картины, потому что не хочу, чтобы они учитывали в наших отношениях и эту часть моей жизни. Я хочу, чтобы они чувствовали во мне отца, а не знаменитость. Пусть видят меня в собственном доме таким, какой я есть на самом деле, даже если из-за этого у них может сложиться не самое высокое мнение обо мне. Да у них, собственно, такое мнение и сложилось!

Сняв 46 фильмов, не думаете ли вы, что стали лучше понимать жизнь, или она остается для вас экзистенциальной кучей-малой?

Я не думаю, что нам когда-либо удастся найти глубокий смысл или понять важные элементы жизни. Мы все так же водим за нос сами себя – будь нам 20, 40 или 60 лет. Мы все так же бьемся над теми же вопросами, что в свое время занимали умы всех великих философов: от древних греков до Кьеркегора. Мы обречены на то, чтобы испытывать те же сомнения, противоречия и разочарования, что терзали наших предков во все времена. И я тоже не пережил великих откровений, не нашел ответов на вечные вопросы. Именно поэтому в своих фильмах показываю, сколь неуловимо счастье, как трудно найти гармонию и почему отношения между мужчинами и женщинами продолжают оставаться такими хрупкими и непредсказуемыми.

Предают ли нас наши инстинкты, когда дело касается любви и сохранения отношений?

Инстинкты часто предают наши самые лучшие намерения. Ты можешь познакомиться с женщиной, которая идеально подходит тебе на бумаге. Все твои друзья считают, что вы созданы друг для друга и все в ней должно сводить тебя с ума. Она умна, привлекательна, хороша в постели и души в тебе не чает. То есть само совершенство. Единственное «но» – ты ее не любишь. Ты любишь другую женщину – секретаршу в офисе, которая любит блокбастеры и одевается как проститутка. Влюбиться в такую – чистое безумие, но именно это с тобой и происходит, и ты ничего не можешь с собой поделать и переменить свои чувства. Любовь не поддается контролю, и вся мудрость мира, вековой исторический и социальный опыт не могут изменить эту особенность человеческой природы.

Фото по теме

Оставить комментарий

F56d5f72e2c91eb158f73aa79d598804a52a9ece